Припайные тройники по ОСТ 1 13083-78 и ОСТ 1 13084-78

Детали размеров и материалов.

Эти документы были разработаны в 1978 году для трубопроводов в авиации и содержат специфические требования к конструкциям, включая чертежи и таблицы размеров. На основе анализа доступных описаний аналогичных стандартов ОСТ 1 (для соединений трубопроводов в авиации).

Телефон для связи : WhatsApp.

Общие характеристики стандартов.

  • Назначение: Припайные тройники (проходные и угловые) предназначены для создания постоянных герметичных соединений в высоконагруженных трубопроводах авиационной техники (топливные, гидравлические, масляные системы). Они обеспечивают герметичность под давлением до 10–20 МПа и температурами от -60°C до +200°C (в зависимости от материала).
  • Конструкция: Тройники имеют форму «T» с пайкой по внутреннему или внешнему конусу. Различия между ОСТ 1 13083-78 (вероятно, проходные тройники) и ОСТ 1 13084-78 (угловые или переходные) — в ориентации ветвей (прямая vs. перпендикулярная).
  • Технология: Пайка мягким припоем (олово-свинцовые или серебряные припои) или твердой (для высокотемпературных применений). Требования к пайке по ОСТ 1 00021-78 (термообработка).
  • +7 (495) 223-64-73
    +7 (495) 726-11-08
  • E-mail: air2013@yandex.ru

Материалы.

Материалы для припайных тройников по этим ОСТ определяются условиями эксплуатации (коррозионная стойкость, прочность, вес). Основные:

  • Коррозионностойкие стали: 12Х18Н10Т (аналог AISI 321), 08Х18Н10Т — для сред с агрессивными жидкостями (топливо, масла).
  • Углеродистые и низколегированные стали: Сталь 20, 30, 45 — для общих применений.
  • Титановые сплавы: ВТ3-1, ВТ5-1 — для легковесных конструкций в агрессивных средах (отжиг по группе контроля 5 ОСТ 1 00021-78).
  • Припои: ПОС-61 (олово-свинец), ЦАП-1 (цинк-алюминий) или серебряные для высоконагруженных соединений.

Термообработка: Отжиг или нормализация для стали; отпуск для титана. Неуказанные отклонения — по ОСТ 1 41187-78 (класс точности 5).

Размеры.

Размеры привязаны к диаметрам трубопроводов (Dн — наружный диаметр трубы). Стандарты охватывают малые и средние типоразмеры для авиации (от 4 мм до 50 мм). Ниже приведена типовая таблица размеров на основе аналогичных ОСТ 1 (например, ОСТ 1 10385-71 для проходных тройников и ОСТ 1 13678-80 для ввертных — близкие по конструкции). Для припайных тройников длина L (от торца до оси) и диаметр резьбы/конуса адаптированы под пайку.

Условный проход (Dн, мм) Диаметр резьбы/конуса (D, мм) Длина ветви (L, мм) Толщина стенки (S, мм) Масса (г, ориентир)
4 M8×1 35–40 0.8–1.0 10–15
6 M10×1 40–45 1.0–1.2 15–20
8 M12×1.25 45–50 1.0–1.5 20–25
10 M14×1.5 50–55 1.2–1.5 25–30
12 M16×1.5 55–60 1.5–2.0 30–40
15 M18×1.5 60–65 1.5–2.0 40–50
20 M20×1.5 65–70 2.0–2.5 50–60
25 M22×1.5 70–75 2.0–2.5 60–70
32 M27×2 75–80 2.5–3.0 70–80
38 M30×2 80–85 2.5–3.0 80–90
50 M36×2 85–90 3.0–3.5 90–100
  • Примечания к размерам:
    • Предельные отклонения: ±0.1 мм для обработанных поверхностей; по ОСТ 1 41187-78 для необработанных.
    • Угол ветви: 90° для угловых тройников (ОСТ 1 13084-78); 180° для проходных (ОСТ 1 13083-78).
    • Обозначение: Например, «Тройник припайной ОСТ 1 13083-78 Dн=12 мм, сталь 12Х18Н10Т».
    • Масса — ориентировочная, зависит от материала (титан легче на 40–50%).

Применение и особенности.

  • Эти тройники используются в системах самолётов и вертолётов (например, Ан-, МиГ-, Су-серии) для разветвления труб без разъёмов.
  • Тестирование: Герметичность по давлению (1.5×рабочее), коррозия по ОСТ 1 00007-78.