ГОСТ 28941.26-91 «Соединения трубопроводов с шаровым ниппелем. Гайки накидные. Конструкция» — это действующий российский (и ранее советский) стандарт, который регламентирует конструкцию и размеры двух ключевых деталей шаро-ниппельных соединений: накидных гаек и самих шаровых ниппелей (в стандарте они называются просто «ниппели»).
Телефон для связи : WhatsApp.
Стандарт введён в действие с 01.01.1993 года и по состоянию на декабрь 2025 года продолжает действовать без замены и без серьёзных изменений.
1. Сфера применения.
Соединения по ГОСТ 28941.26-91 применяются в трубопроводах среднего и высокого давления (до 100 МПа и выше в зависимости от исполнения) в следующих отраслях:
- Судостроение и судоремонт;
- Машиностроение (станкостроение, тяжёлое машиностроение);
- Нефтегазовая отрасль (буровое оборудование, манифольды);
- Энергетика (котельное оборудование, паропроводы);
- Химическая и криогенная техника;
Это типичное «судостроительное» шаро-ниппельное соединение, которое в России часто называют «соединение типа ВНИИТВЧ» или «соединение с шаровым ниппелем 24°».
Отправляйте ваши заявки на соединение трубопроводов на электронную почту или звоните по телефону:
+7 (495) 223-64-73
+7 (495) 726-11-08
E-mail: air2013@yandex.ru.
2. Основные технические характеристики.
- Условные проходы (Ду): от 6 до 50 мм (реально выпускаются до Ду 100 мм по тому же стандарту);
- Угол конуса ниппеля: 24°;
- Рабочее давление: серии Л (лёгкая) и Т (тяжёлая). Серия Т рассчитана на более высокие давления (до 100–320 кгс/см² в зависимости от размера и материала);
- Рабочая температура: от –60 °С до +450 °С (в зависимости от уплотнительных материалов);
- Присоединительная резьба: метрическая (М20×1,5 … М140×4);
3. Гайка накидная ГОСТ 28941.26-91.
- Тип: шестигранная накидная гайка с внутренней сферической опорной поверхностью;
- Материалы: – Сталь 45, 40Х, 35ХГСА, 09Г2С (для углеродистых и низколегированных сталей) – Нержавеющие стали 12Х18Н10Т, 10Х17Н13М2Т, 03Х17Н14М3 – Латунь Л63, бронза БрОФ10-1 (для морской воды) – Титановые сплавы (ВТ1-0, ВТ5 и др.);
- Покрытия: кадмирование, цинкование, фосфатирование + промасливание, химическое оксидирование;
- Обозначение при заказе (пример): Гайка М39×2-6Н.09Г2С ГОСТ 28941.26-91 (лёгкая серия) Гайка М48×3-6g.40Х ГОСТ 28941.26-91 (тяжёлая серия);
4. шаровой ниппель.
- Конструкция: трубная часть + сферический шарнирный поясок 24° + цилиндрический хвостовик под приварку или резьбу;
- Виды исполнения: – 1 — под приварку встык – 2 — с наружной метрической резьбой – 3 — с внутренней метрической резьбой;
- Материалы те же, что и у гаек;
- Обозначение (пример): Ниппель 20Т-09Г2С ГОСТ 28941.26-91 (Ду20, тяжёлая серия);
5. Преимущества соединения.
- Высокая вибростойкость и надёжность при циклических нагрузках;
- Компенсация угловых и осевых смещений до 3–4°;
- Быстрый монтаж/демонтаж (не нужно проворачивать трубу);
- Допускает многократную сборку-разборку (до 50–100 циклов без замены деталей);
- Отсутствие прокладок и уплотнительных колец в базовом исполнении (уплотнение металл по металлу);
6. Недостатки и ограничения.
- Требует высокой точности изготовления ниппеля и гайки;
- Чувствителен к перетяжке (может «задирать» сферическую поверхность);
- При давлении выше 60–70 МПа рекомендуется применять специальные смазки (например, с дисульфидом молибдена);
- Не рекомендуется для сильно пульсирующих нагрузок без дополнительных фиксирующих элементов;
7. Аналоги за рубежом.
- DIN 3871 (Германия) — соединения с шаровым ниппелем 24°;
- ISO 8434-2 (SAE J514) — частично пересекается, но угол 37°;
- Судостроительные соединения США (MIL-F-24787) — практически идентичны по геометрии;
ГОСТ 28941.26-91 остаётся одним из самых надёжных и проверенных временем стандартов для разъёмных трубных соединений высокого давления в российском судостроении и тяжёлом машиностроении. Несмотря на возраст стандарта (разработан ещё в 80-е годы), он полностью удовлетворяет современным требованиям по надёжности и до сих пор активно используется на новых объектах ВМФ России, ледоколах проекта 22220, буровых платформах и энергетических установках.
Для большинства задач в 2025 году это оптимальное сочетание цены, доступности и эксплуатационной надёжности. Замена на импортные аналоги обычно экономически нецелесообразна.