Соединение стальных трубопроводов

Гайка и ниппель по ГОСТ 28941.26-91

ГОСТ 28941.26-91 «Соединения трубопроводов с шаровым ниппелем. Гайки накидные. Конструкция» — это действующий российский (и ранее советский) стандарт, который регламентирует конструкцию и размеры двух ключевых деталей шаро-ниппельных соединений: накидных гаек и самих шаровых ниппелей (в стандарте они называются просто «ниппели»).

Телефон для связи : WhatsApp.

Стандарт введён в действие с 01.01.1993 года и по состоянию на декабрь 2025 года продолжает действовать без замены и без серьёзных изменений.

1. Сфера применения.

Соединения по ГОСТ 28941.26-91 применяются в трубопроводах среднего и высокого давления (до 100 МПа и выше в зависимости от исполнения) в следующих отраслях:

  • Судостроение и судоремонт;
  • Машиностроение (станкостроение, тяжёлое машиностроение);
  • Нефтегазовая отрасль (буровое оборудование, манифольды);
  • Энергетика (котельное оборудование, паропроводы);
  • Химическая и криогенная техника;

Это типичное «судостроительное» шаро-ниппельное соединение, которое в России часто называют «соединение типа ВНИИТВЧ» или «соединение с шаровым ниппелем 24°».

Отправляйте ваши заявки на соединение трубопроводов на электронную почту или звоните по телефону:

+7 (495) 223-64-73
+7 (495) 726-11-08

E-mail: air2013@yandex.ru.

2. Основные технические характеристики.

  • Условные проходы (Ду): от 6 до 50 мм (реально выпускаются до Ду 100 мм по тому же стандарту);
  • Угол конуса ниппеля: 24°;
  • Рабочее давление: серии Л (лёгкая) и Т (тяжёлая). Серия Т рассчитана на более высокие давления (до 100–320 кгс/см² в зависимости от размера и материала);
  • Рабочая температура: от –60 °С до +450 °С (в зависимости от уплотнительных материалов);
  • Присоединительная резьба: метрическая (М20×1,5 … М140×4);

3. Гайка накидная ГОСТ 28941.26-91.

  • Тип: шестигранная накидная гайка с внутренней сферической опорной поверхностью;
  • Материалы: – Сталь 45, 40Х, 35ХГСА, 09Г2С (для углеродистых и низколегированных сталей) – Нержавеющие стали 12Х18Н10Т, 10Х17Н13М2Т, 03Х17Н14М3 – Латунь Л63, бронза БрОФ10-1 (для морской воды) – Титановые сплавы (ВТ1-0, ВТ5 и др.);
  • Покрытия: кадмирование, цинкование, фосфатирование + промасливание, химическое оксидирование;
  • Обозначение при заказе (пример): Гайка М39×2-6Н.09Г2С ГОСТ 28941.26-91 (лёгкая серия) Гайка  М48×3-6g.40Х ГОСТ 28941.26-91 (тяжёлая серия);

4. шаровой ниппель.

  • Конструкция: трубная часть + сферический шарнирный поясок 24° + цилиндрический хвостовик под приварку или резьбу;
  • Виды исполнения: – 1 — под приварку встык – 2 — с наружной метрической резьбой – 3 — с внутренней метрической резьбой;
  • Материалы те же, что и у гаек;
  • Обозначение (пример): Ниппель 20Т-09Г2С ГОСТ 28941.26-91 (Ду20, тяжёлая серия);

5. Преимущества соединения.

  • Высокая вибростойкость и надёжность при циклических нагрузках;
  • Компенсация угловых и осевых смещений до 3–4°;
  • Быстрый монтаж/демонтаж (не нужно проворачивать трубу);
  • Допускает многократную сборку-разборку (до 50–100 циклов без замены деталей);
  • Отсутствие прокладок и уплотнительных колец в базовом исполнении (уплотнение металл по металлу);

6. Недостатки и ограничения.

  • Требует высокой точности изготовления ниппеля и гайки;
  • Чувствителен к перетяжке (может «задирать» сферическую поверхность);
  • При давлении выше 60–70 МПа рекомендуется применять специальные смазки (например, с дисульфидом молибдена);
  • Не рекомендуется для сильно пульсирующих нагрузок без дополнительных фиксирующих элементов;

7. Аналоги за рубежом.

  • DIN 3871 (Германия) — соединения с шаровым ниппелем 24°;
  • ISO 8434-2 (SAE J514) — частично пересекается, но угол 37°;
  • Судостроительные соединения США (MIL-F-24787) — практически идентичны по геометрии;

ГОСТ 28941.26-91 остаётся одним из самых надёжных и проверенных временем стандартов для разъёмных трубных соединений высокого давления в российском судостроении и тяжёлом машиностроении. Несмотря на возраст стандарта (разработан ещё в 80-е годы), он полностью удовлетворяет современным требованиям по надёжности и до сих пор активно используется на новых объектах ВМФ России, ледоколах проекта 22220, буровых платформах и энергетических установках.

Для большинства задач в 2025 году это оптимальное сочетание цены, доступности и эксплуатационной надёжности. Замена на импортные аналоги обычно экономически нецелесообразна.